Границы зон охраны объектов культурного наследия

Февраль 2015 года

Предлагаем вашему вниманию статью Никонова П.Н. посвященную истории вопроса установления границ зон охраны объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге с 1960-х до наших дней. Статья может быть интересна для формирования понимания истоков закона № 820 -7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга...."

Как известно, Санкт-Петербург является Объектом Всемирного наследия. При этом важно понимать, что, как таковой, он единственный в своем роде! Об этом так и сказано в первых строках документа ЮНЕСКО, согласно которому в 1989 году Петербург был наделен указанным почетным статусом: «Единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом… Санкт-Петербург, признанный одним из красивейших городов мира, имеет особенности, характеризующие его как уникальное явление в истории культуры». И в обоснование этого: «Включение Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним».

Речь идет, конечно, не обо всем Санкт-Петербурге, а только о его историческом центре и о связанных с ним комплексах памятников. Всего 100 лет назад это как раз и был целый город. И не просто город, а громадная на тот момент столица самой большой в мире страны – шестой части земной суши.

Городов на свете много. Много в них объектов культурного, в том числе всемирного, наследия. Имеются и целые города, признанные объектами Всемирного наследия. Их единицы, но самое главное – их территории совсем малы. Санкт-Петербург, его громадный исторический центр, не идет ни в какое сравнение с любым городом, признанным Объектом Всемирного наследия. И потому он уникален, является единственным в своем роде. Единственным!

Однако восторженное отношение к своему культурному наследию далеко не равномерно характеризует различные слои населения Санкт-Петербурга: часть его, представленная строительным сообществом, охвачена амбициозной страстью строить в историческом центре новые шедевры, замещая ими старые здания, презрительно называя те «клоповниками». Их тезис: «Город должен развиваться!». Другая часть отчаянно противостоит им, потому что в каждом «клоповнике» видит настоящую ценность, а новые «шедевры» воспринимает исключительно как проявления эрозии, разъедающей монолитное в своей бесценности тело города. Им совершенно очевидно, что это не развитие города, а его ужасная деградация.

Первые видят в статусе Объекта Всемирного наследия Санкт-Петербурга тяжкое и бессмысленное обременение. Они заявляют, что в 1989 году наши власти слишком поторопились со взваливанием на себя этой ноши, что установленная тогда территория Объекта всемирного наследия неоправданно велика, что на значительной ее части нет ничего ценного не только для мировой общественности, но даже и для нас самих. 10 июля 2009 года госпожа Губернатор СПб Матвиенко В.И., в ответ на упреки со стороны ЮНЕСКО в небрежении таким объектом, заявила, что ЮНЕСКО – «красивый бантик на теле Санкт-Петербурга», потому что «за это время Санкт-Петербург от ЮНЕСКО ничего не получил».

Вторые воспринимают статус Объекта Всемирного наследия не как бремя, но как в высшей степени почетную и ответственную миссию сохранить человечеству этот великолепный памятник. И его размеры их не пугают, не смущают, а восхищают – именно этим во многом определяется уникальность нашего объекта, ибо Объектом является город в целом, а не отдельная, выделенная из него часть, и, тем более, не отдельные его строения. В нем они видят удивительный, и, может быть, незаслуженный нашим поколением подарок судьбы. Но чем менее он нами заслужен, тем дороже аванс доверия, выданный человечеству нам, тем строже и выше наша ответственность, тем значительнее наша миссия сохранить эту драгоценность.

Разумеется, объект этого спора не ограничивается только Объектом Всемирного наследия, а распространяется вообще на всю сферу охраны культурного наследия – на то, что им считать, на то, насколько трепетно к нему относиться, насколько далеко надо заходить в ограничении развития города ради его охраны, на саму культуру дела охраны, на резоны и смысл в ней. По своей чувствительности эти споры очень далеки от академической прохлады. На протяжении уже нескольких десятилетий они являются основой общественных конфликтов, искры из которых сделали немало политических пожаров. В конце концов, теперь имеем худо-бедно поднявшееся законодательство об охране исторического наследия Санкт-Петербурга. История этих конфликтов, история этого законодательства, а также новых конфликтов, связанных уже с его нарушением и следующими витками его развития представляет собой самостоятельный интерес. Но уже достаточно указать на то, что накал этого рода битв таков, что они явились немалой причиной смены власти в городе. Градозащитное движение конца 80-х годов XX века составляло чувствительную долю той энергии, которая привела к 1991 году. Собчак А.А., Яковлев В.А., Матвиенко В.И. приходили к власти под лозунгами сохранения наследия Петербурга и уходили под свист как не справившиеся с этим.

Ниже приводятся картографические отображения зон охраны объектов культурного наследия разных лет (рис. 1-8), а также зон Объекта Всемирного наследия (рис. 9-10) которые своеобразным образом отражают динамику этих боев – наступлений и отступлений противоборствующих сторон.

Рис. №1. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1969 год.

Рис. №1. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1969 год.

Рис. №2. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1972 год.

Рис. №2. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1972 год.

Рис. №3. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1988 год.

Рис. №3. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1988 год.

Рис. №4. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1998 год.

Рис. №4. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1998 год.

Рис. №5. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1999 год.

Рис. №5. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 1999 год.

Рис. №6. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2001 год.

Рис. №6. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2001 год.

Рис. №7. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2003 год.

Рис. №7. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2003 год.

Рис. №8. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2009 год.

Рис. №8. Границы зон охраны объектов культурного наследия. 2009 год.

Проследим по документам - как шел процесс взятия под охрану объектов культурного наследия и установления зон охраны ОКН.

1969 г. – Решение Ленгорисполкома (ЛГИ) № 120 от 12.02.1969 «Об охранных зонах памятников культуры, архитектуры и истории»;

1972 г. – Решение ЛГИ № 660 от 20.07.1972 «О памятниках архитектуры, находящихся вне объединенных охранных зон»;

1988 г. – Решение ЛГИ № 1045 от 30 декабря 1988 г. «Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда»;

1989 г. – Удостоверение от 17 октября 1989 г. «О внесении Санкт-Петербурга (исторический центр Ленинграда) с окрестностями в список Всемирного наследия под № 540»;

1990 г. – Решение ЛГИ № 403 от 13.04.1990 «О взятии под охрану бывших дачных комплексов и утверждении временных границ зон охраны в Выборгском районе»; – Решение ЛГИ № 646 от 6.08.1990 «О взятии под охрану историко- архитектурных памятников г. Кронштадта и утверждении границ охранной зоны»;

1998 г. - Распоряжения КГИОП «Об установлении временных границ и режима зон охраны памятников истории и культуры»: –№3 от 12.01.1998 - Кронштадтского административного района, –№ 4 от 12.01.1998 - Красносельского административного района, –№ 7 от 22.04.1998 - Петродворцового и Ломоносовского административных районов, –№ 9 от 21.10.1998 - поселка Комарово, -№ 21 от 21.10.1998 - Курортного административного района;

1999 г. – Распоряжение КГИОП № 1 от 1.03.1999 «Об установлении временных границ и режима зон охраны памятников истории и культуры Пушкинского и Павловского административных районов г. Санкт-Петербурга»;

2001 г. – Распоряжение КГИОП №1 от 14.11.2001 «Об установлении временных границ и режима зон охраны памятников истории и культуры поселков Ушково, Репино, Солнечное и Песочное»; – Распоряжение КГИОП №2 от 24.12.2001 «Об установлении временных границ, режима содержания и использования зон участков исторического культурного слоя Санкт-Петербурга»;

2003 г. - Распоряжения КГИОП от 21.11.2003 «Об установлении временных границ и режима зон охраны памятников истории и культуры»: –№10-4 Сестрорецка и Зеленогорска, –№10-5 Красносельского административного района, –№10-6 Пушкинского и Павловского административных районов, –№10-7 Петродворцового и Ломоносовского административных районов, –№10-7 поселка Усть-Ижора;

2009 г. – Закон Санкт-Петербурга № 820-7 от 19.01.2009 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон».

Мы видим, что до 1988 года процесс взятия под охрану объектов культурного наследия и установления их зон охраны шел по нарастающей. Но и в нем бывали отступления от завоеванных позиций. Так, в составе Генерального плана Ленинграда 1966-го года проектная Объединенная охранная зона была куда обширнее, чем та, которая получила свои окончательные границы в Постановлении ЛГИ 1969 года. К сожалению, ее границ в той версии, которая была заложена в Генеральном плане, на опубликованных материалах отыскать не удалось. Но Постановлением 1969 года было провозглашено обязательство установить зоны охраны для тех памятников, которые находились за ее пределами. Решением ЛГИ 1972 года были установлены охранные зоны для 137-ми памятников архитектуры.

В 1988 году Решением ЛГИ была установлена Объединенная охранная зона центральных районов Ленинграда, которая действовала до 2009 года. В 1989 году исторический центр Ленинграда и связанные с ним комплексы памятников были наделены статусом Объекта Всемирного наследия (ОВН). Границы этого Объекта в центральной части города практически повторяли границы Объединенной охранной зоны, утвержденной в 1988 году. Но помимо этого, в его состав были включены и зоны пригородов – Пушкина, Павловска, Стрельны, Петродворца, Ораниенбаума, Кронштадта, Лисьего носа, Красного села и иных территорий, в том числе и расположенных в Ленинградской области. На тот момент объединенные зоны охраны на них имелись лишь в состоянии проектов разной степени завершенности. Однако все дело шло к скорому их завершению и утверждению. Некоторые из них уже прошли согласование в Министерстве культуры РСФСР, и оставался последний шаг – утверждение Решением ЛГИ. Но случился 1991 год… Процесс утверждения их остановился. Остановился и возобновился только в 1998 году. Однако уже только в форме приказов КГИОП об установлении временных зон охраны. Юридической силы они не имели. Их применение на практике имело успех лишь потому, что об отсутствии у них юридической силы не было известно широкому кругу участников градостроительной деятельности. Из перечисленных выше приказов КГИОП об установлении временных зон охраны следует, что зоны Петродворца, Ломоносова и Красного села были введены приказом КГИОП еще в 1998 году. Но в 2003 году вышел новый приказ, установивший их в новой версии. К сожалению, эти приказы публиковались без графических приложений. Согласно опубликованным текстам, у них и не было таких приложений. Надо думать, что графические их отображения все же где-то хранились, и вернее всего было бы думать - в архиве КГИОП. Однако в архиве КГИОП не удалось разыскать границ зон охраны Петродворца, Ломоносова и Красного села, какими они были в период с 1998 по 2003 год. Поэтому они и не отображены на рисунках 4-6. В 2009 году вступили в силу положения о зонах охраны в новых границах. Их проект был подготовлен в составе проекта Генерального плана 2005 года. Однако, разработав границы зон, авторы проекта не разработали применительно к ним режимов охраны.

Режимы для зон были введены отдельным законом «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон», который, в силу превратностей законотворческой деятельности, вступил в силу только в 2009 году. Тогда новые зоны охраны и заменили собой прежние зоны, действовавшие с 1988 года.

Глядя на ряд сменяющих друг друга с 1969 по 2003 год зон охраны и вслед за тем на зоны 2009 года, нельзя не испытать шок от того, как вдруг, в одночасье, они «усохли». Достаточно сказать, что, например, площадь Объединенной охранной зоны исторического центра Санкт-Петербурга уменьшилась в 4 раза! Опубликованного обоснования этого действия нигде встречать не приходилось. По крайней мере, было бы любопытно узнать, как в 2005-м году авторы новых зон объясняли себе необходимость столь радикального сокращения зон 1988 года. Что бы могло служить таким объяснением? Ведь ценность объектов культурного наследия со временем, как правило, не уменьшается, а напротив – растет. От новой редакции зон было бы нормально ожидать их территориальный прирост, или, как минимум, некоторое уточнение границ, но никак не уменьшение площади, тем более в таком объеме. Единственно, как можно было бы объяснить уменьшение размеров зон охраны - указать на ошибку, которую допустили авторы предыдущих зон охраны. Но этого не было сделано. Впрочем, всей заинтересованной общественности, наблюдавшей за этим событием, всё было понятно – строительные компании, которые на протяжении последнего десятилетия XX-го и первого десятилетия XXI-го веков оказывали невероятно мощное влияние на политику Администрации Санкт-Петербурга, испытывали раздражение в отношении всего, что стесняло свободу их деятельности. И самым главным раздражителем были охранные зоны, как и всё, что связано с историко-культурными ограничениями.

Установка границ Объекта Всемирного наследия.

Жертвой (усилий строительного комплекса) явились не только зоны охраны, но также границы Объекта Всемирного наследия.

На рисунке №9 представлен этот объект в границах 1989 года. В таких границах он учтен и сегодня (на дату написания статьи Никоновым П.Н.).

Рис. №9. Границы Объекта Всемирного наследия. 1989 год.

Рис. №9. Границы Объекта Всемирного наследия. 1989 год.

Однако эти границы не вполне соответствуют международным требованиям охраны культурного наследия. Например, вокруг компонентов Объекта Всемирного наследия не были установлены буферные зоны. Имеются и некоторые замечания к точности отдельных узлов. Все это привело к тому, что встал вопрос о корректировке границ Объекта. Используя это как повод, в 2005 году разработали вариант проекта радикально новых границ. Его можно видеть на рисунке №10.

Рис. №10. Границы Объекта Всемирного наследия. 2005 год.

Рис. №10. Границы Объекта Всемирного наследия. 2005 год.

Рассмотрев проект, представители ЮНЕСКО заявили, что он не может быть принят в качестве проекта корректировки границ, так как налицо не откорректированный проект Объекта, ныне находящегося на учете, а проект совершенно другого, нового Объекта. При таких обстоятельствах было предложено: прежний Объект с учета снять и начать процедуру постановки на учет нового Объекта. Но перспективы положительного решения по его постановке были туманны.

Петербургская градозащитная общественность выступила резко против нового проекта Объекта Всемирного наследия. Под ее нажимом было принято решение об инициативной разработке альтернативного проекта силами самой общественности. Результат этого труда, разработанного в 2010-2011 годах, представлен на рисунке №11.

Рис. №11. Границы Объекта Всемирного наследия (проект). 2011 год.

Рис. №11. Границы Объекта Всемирного наследия (проект). 2011 год.

Вот такова вкратце динамика событий - «боёв» - за культурное наследие Санкт- Петербурга. В заключение, хочется выразить надежду на то, что вариант Объекта Всемирного наследия, предложенный общественностью, будет официально поддержан Российской Федерацией - как более обоснованный.

Но следует учесть, что, в соответствии с правилами ЮНЕСКО, Объект Всемирного наследия должен охраняться средствами юридической охраны, установленными национальным законодательством. В нашем случае это означает обязательность пересмотра границ зон охраны объектов культурного наследия и расширения их практически (и даже более) до границ зон охраны в версии проекта 1988 года.

Статья подготовлена Никоновым  П.Н.

Комментарии





ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

Просим в комментариях придерживаться темы обсуждения.

Все комментарии, не относящиеся к теме обсуждения, будут удаляться без предупреждения.
Ваш комментарий может быть первым!