Порядок оформления земельного участка

Март 2009 года

Как быть? Как не заблудится в сложных лабиринтах и кабинетах, не погрязнуть в ворохе ненужных бумаг? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, наметив основной маршрут будущего землевладельца.

Самостоятельное оформление покупки земельного участка имеет под собой ряд очевидных преимуществ, обусловленных значительной экономией ваших денежных средств. В этом случае нет необходимости прибегать к услугам частных лиц, часто сопряженными со множественными финансовыми рисками, или обращаться за квалифицированной, но не менее затратной помощью агентств недвижимости.

Вышеперечисленные плюсы, тем не менее, имеют негативные моменты, а именно: неизбежное увеличение времени оформления документов, которое для физического лица сможет вылиться в долгий процесс, растянувшийся на год, а то и два. Здесь еще необходимо учитывать фактор разного срока действия справок и отсутствие слаженного механизма последовательного прохождения государственных инстанций.

Прежде всего, покупатель должен убедиться в наличии у продавца правоустанавливающих документов, то есть оформленной собственности на земельный участок без обременений и уголовных проблем.

Для получения правового статуса предстоящей сделки заключается договор купли-продажи между двумя заинтересованными сторонами. Это можно сделать практически в любой юридической фирме в четырех нотариально заверенных экземплярах. К договору купли-продажи прилагается акт приема передачи объекта. В договоре должны быть прописаны следующие характеристики: адрес, кадастровый номер, категории земель, виды разрешенного использования, инвентарный номер на дом, вид постройки с указанием площадей. И как раз для того, чтобы документ был юридически грамотным, вам и придется пройти множество государственных структур.

И первым шагом на пути к заветной покупке обозначим процесс регистрации права на земельный участок. В нашем городе этим вопросом занимается Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (график работы и адреса районных отделений Вы можете найти на официальном сайте комитета: www.kzr.spb.ru).

Важно знать, что кадастровый учет является необходимым условием для возможности покупки и продажи земельного участка. На получение кадастрового плана конкретного участка может уйти около месяца. Для ускорения процесса можно оформить заявку на почтовую доставку вашего кадастрового плана из Кадастровой палаты. Денежные затраты не велики, зато экономия времени и сил.

Кадастровый план содержит важную информацию о расположении и границах земельного участка, категории земель, видов их разрешенного использования и наличие жилых объектов. При совершении сделки купли-продажи вам потребуется 4 экземпляра кадастрового плана, при условии, что документ ранее не предоставлялся в ФРС (ФРС – это Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Телефоны: 324-59-28, 710-04-73).

Для систематизации и учета всей совокупности кадастровых планов на территории РФ существует Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для оформления участка потребуется справка из Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документ состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен описанию характеристики объекта недвижимости (адрес, местоположение, кадастровый номер и т.д). Второй подраздел посвящен характеристике права собственности, имя и основные данные правообладателя, а также реквизиты документов. В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, аренде, аресте имущества и т.д.).

Ведение указанного реестра осуществляет Ленинградская областная регистрационная палата, деятельность которой направлена на оформление и регулирование прав владельцев недвижимого имущества. Для покупки садового участка вам потребуется взять справку из вышеназванного органа государственной власти, удостоверяющую в том числе отсутствие ареста на недвижимое имущество. Более исчерпывающую информацию Вы получите по адресу: www.lorp.spb.ru (приём граждан по вопросам приобретения прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00-14.00).

Для покупки загородной недвижимости Вам придется посетить ГУИОН - Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости. Государственное предприятие проводит весь комплекс работ, направленных на оценку имущества. В случае покупки земельного участка, в пакет необходимых документов входит справка об отсутствии строений. Если вы собираетесь приобретать садовый участок с домом, то справка о характеристике дома (подробную информацию о графике работ и телефонах Вы можете найти на сайте www.guion.spb.ru).

Таким образом, при оформлении покупки загородной недвижимости Вам потребуется получить:

  • Свидетельство на право собственности на землю.
  • Договор купли-продажи.
  • Акт приема-передачи объекта.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Справка из Регистрационной палаты об отсутствии ареста.
  • Справка из Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости об отсутствии строений или о характеристике дома.
  • Письменное согласие супругов покупателя и продавца (приложить свидетельство о заключении брака, паспорт гражданина РФ).

Вот лишь основной перечень документов и список проходимых инстанций каждого потенциального покупателя загородной недвижимости, взявшегося оформлять свои имущественные права самостоятельно.

Источник: PON.ru – Портал областной недвижимости

Комментарии





ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

Просим в комментариях придерживаться темы обсуждения.

Все комментарии, не относящиеся к теме обсуждения, будут удаляться без предупреждения.
02.12.2015, 16:18
Аня
В России вступил в силу закон о признании домов и участков бесхозными
С 1 декабря 2015 года вступают в силу поправки в закон о госрегистрации прав на недвижимое имущество, которые регламентируют порядок принятия на учет бесхозных объектов недвижимости. Теперь он следующий: если в кадастре за пять лет с момента присвоения кадастрового номера дому или участку земли не появится информация о правах на них, то сведения об этих объектах в течение десяти рабочих дней Росреестр будет направлять в органы местного самоуправления или в региональные администрации.

На два года предусмотрен переходный период, в течение которого власти на местах должны будут провести полную инвентаризацию ни на кого не зарегистрированной недвижимости. А с 1 марта 2018 года, не дождавшись собственников, муниципалитеты смогут инициировать процедуру признания дома или участка земли бесхозными, информирует «РГ». Им же будет переходить право собственности на объекты. «Процесс перевода в муниципальную собственность бесхозяйных объектов в любом случае проходит в судебном порядке и не означает автоматической национализации имущества», — уточняет для издания заместитель главы комитета по недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Виктор Журба.